Режиссер Александр Замятин о фильме
- Имеет ли описанная в фильме история под собой реальную почву?
- Безусловно. Это одна из многих загадок войны, так и оставшихся неразгаданными. Немцы весьма плодотворно трудились в области разработки новых видов вооружений (достаточно вспомнить их знаменитое "оружие возмездия"). Мы работали с документальным материалом, имели дело с чертежами, фотографиями. Другое дело, что это именно загадка, гипотеза, основанная на разрозненных фактах.
- В одной из главных ролей снялся Борис Щербаков. Это был ваш выбор?
- Это было совместное решение продюсеров и режиссера. С Борисом Васильевичем я уже работал раньше над сериальным проектом. Это профессионал высочайшей пробы, талантливейший актер и очень приятный человек. Я очень рад тому, что наш творческий тандем продолжился.
- Как долго длились съемки, насколько серьезными были сложности, с которыми традиционно сталкивается режиссер, работающий на крупном многосерийном проекте?
- Сам съемочный процесс занял больше четырех месяцев. Снимали мы в Одессе и окрестностях. В том числе и первую часть фильма, где речь идет о событиях, происходивших в Чехии. Дело в том, что район Одессы универсален и идеально подходит для съемки военных картин. Уверяю вас, что на окраинах городах и сейчас еще сохранились места, которые требуют лишь минимального декорирования для воссоздания эпохи 50-летней давности. Окрестности же Одессы как по ландшафтным, так и по климатическим своим особенностям прекрасно имитируют те районы, в которых Советская армия вела боевые действия на исходе войны.
- Приходилось ли актерам иметь дело с реальным оружием военных лет?
- А как же! Актеры настрелялись от души. Кстати, хочу подчеркнуть, что в фильме появляется оружие именно конца войны, вид которого удивит нашего зрителя, привыкшего к "шмайссерам" и "фауст-патронам". А у немцев под занавес боевых действий имелись на вооружении и другие вещи.
- Какими предстанут перед зрителями фильма эти загадочные "дисколеты", за которыми охотятся разведчики?
- Не стану скрывать, мы активно задействовали возможности компьютерной графики. Без этого сейчас не обходится ни один фильм. Но и построили прототип летательного аппарата в натуральную величину. Могу сказать, что выглядит он весьма убедительно.
- Были ли военные консультанты у фильма?
- Конечно. Нам помогал полковник в отставке, который хотя по возрасту и не мог принимать участия в боевых действиях во времена Великой Отечественной войны, но прошел позже немало "горячих точек" и оказал нам неоценимую услугу во всех вопросах, касавшихся внешнего вида военнослужащих Советской армии, уставных взаимоотношений, ведения боевых действий в разведывательных рейдах и т.д.
- К какому жанру относится фильм?
- Это военные приключения, в которых основная ставка сделана на динамизм развития сюжета, зрелищность. В то же время мы уделили большое внимание и разработке личностных, человеческих взаимоотношений, которые существенно обогатили фильм. Я же, как режиссер, поставили еще перед собой задачу передачи совершенно уникальной, особой атмосферы конца войны – когда солдаты со все большим нетерпением ждали наступления мира, когда они чувствовали, что уже по большому счету одолели врага, но при этом боевые действия еще продолжались, лилась кровь, погибали люди. Первая мирная весна уже заглянула в их окопы, но это была все еще весна с грозовыми раскатами…
- Чем интересны образы немцев, созданные в фильме?
- Скажу сразу, что это не фон, декорирующий основную сюжетную линию. "Немцы" сыграли полновесные, серьезные роли. В частности, мы описываем историю девочки-подростка, в доме которой квартировались наши разведчики. С ее максималистским, свойственным юному возрасту и обстановке войны, отношением к нашим солдатам. Я вообще должен сказать, что фильмы о войне нельзя воспринимать, как боевики, реализованные в "подходящих декорациях". Для нас война – это не история из книжек, а живая память, к которой невозможно относиться отстраненно. Она коснулась всех нас. Меня, 40-летнего мужчину, у которого погибли на фронте деды, у которого родители, будучи малыми детьми, пережили все это на себе. Тема в кинематографе сейчас очень популярная, модная, но она отражение не искусственного, а совершенно естественного интереса. Это наши корни.