После падения императора Хайле Селассие I в 1974 г. в Эфиопии начинается череда войн. В феврале 1977 года, вместе с подполковником Менгисту Хайле Мариамом, к власти пришли молодые военные, стремившиеся радикально переломить прежнюю внутриполитическую ситуацию с ее феодальными отношениями, а во внешней политике ориентировавшиеся на Москву, Гавану и Восточный Берлин. Правление Менгисту сложно назвать стабильным; он вел войны против соседнего Сомали, а также против сепаратистов на севере. Менгисту направлял драматичные просьбы о военной помощи послам СССР, Южного Йемена, Кубы и ГДР: «Народ Эфиопии чувствует себя изолированным и брошенным, товарищ», – дословно это он написал в телеграмме Хонеккеру в августе 1977 года. Призывы из Аддис-Абебы и Гаваны не остались незамеченными: уже в октябре 1977 г. около 150 советских офицеров, в том числе четыре генерала, находились здесь в качестве инструкторов и советников. В сентябре 1977 года на стороне эфиопов были задействованы первые 200 кубинцев, с декабря 1977 Гавана увеличила свою группировку. Теперь она насчитывала от 16 до 18 тысяч человек. ГДР направила оружие и снаряжение – но не солдат. Если бы части ННА находились в Эфиопии, то генерал Хоффманн во время своего визита в страну в мае 1979, вероятно, должен был с ними встретиться и упомянуть об этом посещении в одном из отчетов. Принципиально скептичная позиция командования ННА и отказ от боевых операций точно так же распространялись на сотрясаемую войной Эфиопию. Опасность из-за присутствия военных втянуться в местные конфликты, и в конечном счете в войну, была высока. Однако транспортные самолеты ННА в Эфиопию пришли и были задействованы.
Между 1984 и 1988 гг. сначала четыре, а затем еще одна машина были размещены на Африканском Роге. Для преодоления последствий катастрофически тяжелой засухи, в октябре 1984 года Аддис-Абеба направляла срочные просьбы о помощи в различные страны. С ноября этого года ГДР направила первые две машины военно-транспортной авиации ННА, а также гражданской авиакомпании Interflug – для обеспечения международного воздушного сообщения. На этом этапе был задействован 41 человек, из них 22 офицера и унтер-офицера ННА и 19 служащих Interflug. Приоритет имела секретность. Причастность ННА к самолетам и экипажам должна была быть скрыта. Приказ однозначно предписывал подготовить машины в «варианте для гражданской авиации», аппаратуру распознавания демонтировать, а персонал ВВС снабдить гражданскими служебными паспортами. Два Ан-26 были за ночь перекрашены и снабжены гражданскими опознавательными знаками. Даже на посуде и техническом инвентаре экипажа опознавательные знаки ННА были закрашены. Персонал не имел никакой униформы. Свидетели утверждают, что знаки ННА выпарывались даже из нижнего белья: ничто не должно было указывать на принадлежность к вооруженным силам ГДР. Причина строгой секретности коренилась не столько в возможной опасности командировки в Эфиопию, сколько в обычной практике ГДР в решении военных вопросов.
Почти одновременно с самолетами ГДР в Эфиюпию вылетели также три C-160 Transall ВВС Бундесвера – совершенно официально и без камуфляжа. Они также базировались на аэродроме Асэб, позже на Дыре-Дауа, и использовались точно так же как машины ННА. Таким образом, имела место необычная немецко-немецкая совместная операция.
Со своей базы в Асэбе Ан-26 первые недели в основном летали в Асмэру, Аксум и Мэкэле. В последующие месяцы – главным образом в Аддис-Абебу, Дыре-Дауа, Годи и Кэбри-Дэхар. Полеты над различными территориями Эфиопии осложняли постоянно идущие войны, в том числе гражданские. Также сыграло свою роль обострение глобального конфликта Запада и Востока. База Асэб и некоторые участки полета располагались на территории особенно ожесточенно сражавшейся Эритреи. Самолеты перевозили продовольствие, а также медикаменты и одежду. Операция продолжалась до октября 1985, причем самолеты ГДР участвовали также в спорных эфиопских операциях по принудительному переселению.
По просьбе эфиопского правительства транспортные самолетов ННА вернулись в апреле 1986 года, теперь уже в качестве «оперативного соединения ННА ГДР». Личный состав на сей раз также был представлен открыто, как служащие ВВС ГДР. Два Ан-26 были размещены в столице Аддис-Абебе. Третья операция транспортной авиации началась в июне 1987 года. Один «Антонов» снова был размещен в аэропорту Аддис-Абебы. Как и в случае проводящейся в это же время операцией в Мозамбике, он имел задание обеспечить обслуживание и снабжение специалистов и медицинских команд из ГДР. Кроме того, в 1987-88 гг. ограниченное число офицеров ННА были задействованы как группа охраны при развернутом ГДР госпитале в Метеме.
Несмотря на поддержку ГДР, Кубы и других социалистических стран, эфиопские правительственные войска действовали в Эритрее с начала 1988 вплоть до распада страны. Режим Менгисту оказался под непосредственной угрозой. Несколько раз он получал из ГДР срочную помощь. Хонеккер лично решал в 1988 и еще раз в 1989 произвести крупные поставки оружия, в том числе танков. Эти действия ГДР не смогли ни задержать, ни предотвратить закат Менгисту. Он был свергнут в 1991 г. Эритрея получила независимость в 1993. А отдельные внутренние документы ГДР уже в 1977 характеризовали Эфиопию Менгисту как «бездонную бочку».
Источник
|